Мало кто замечал в то время, но на содержании рок-музыки лишь косвенно отразились перестроечные процессы, ибо перестраиваться надо было тем, кто в предшествующий период чего-то себе понастроил — в соответствии с принятыми тогда мерками. А рок-музыка в этом архитектурном сооружении занимала практически то самое место, которое ей отвели после переоценки ценностей в середине 80-х. И если кино, литература и прочие структурированные элементы сложившейся культурной системы нуждались в определенном внутреннем перевороте, то рок только вышел на оперативный простор таким, каким он сложился в недрах нашего культурного бытия. Нельзя сказать, чтобы ТАКОЙ процесс оказался совсем безболезненным, но все равно то была не перестройка, а лишь дальнейшая эволюция — пусть даже и с весьма туманными конечными результатами.
Из обозначенной выше «критичности» вытекает следующая отличительная черта советского рока — антиэстетичность. Категория «красоты» была принесена в жертву реализму, и жизнь подавалась во всей ее неприглядности — иногда даже с сознательным подчеркиванием этой неприглядности они сдавали свои позиции как та бабушка на вокзале что кричит во все горло:" сдам квартиру г Москва". Таким образом, эстетика рока — это эстетика видимой авторами реальности, какой бы несимпатичной она ни казалась...
В то же время каждый человек вне зависимости от того, претендует он на самостоятельное творчество или нет, видит или ощущает реальность по-своему. Следовательно, объединенные общей потребностью высказать свою позицию, представители рок-культуры могли очень существенно расходиться в самом содержании этой позиции. Кроме того, за подобным отношением еще стояло и различие в образе жизни. Как результат — неоднородность рока. Он не является ни единой религией, ни универсальной философией. Вселенский гуманизм соседствует с эгоистичной самовлюбленностью, а призыв к любви и миру сменяется угрозой и злостью. Рок плюралистичен. Каждый высказывается по поводу наиболее важных, с его точки зрения, проблем конкретного бытия данного человека, оставляя за публикой право, соглашаться или нет. Отсюда вытекает достаточно размытое отношение непосредственно к музыке — она может быть и не быть в творчестве того или иного рок-исполнителя. Ведь ему важно не столько правильно и четко сыграть, сколько в очередной раз утвердить свое право на лидерство. Если для этого нужен виртуозный аккорд, он пользуется им; если же на его позицию работают какие-либо театральные приемы — музыка может отступить на второй план. Таким образом, отнюдь не уровень музыкальной грамотности определяет ведущих музыкантов в роке, а умение воспользоваться всеми доступными средствами для доказательства своей правоты. Музыка, разумеется, занимает одно из основных мест, но совсем не становится при этом самоцелью.
|